5.8.7.«Методология и технология профессионального образования»

5.8.7.0 «Методология и технология профессионального образования»

Русский

Научная специальность  5.8.7«Методология и технология профессионального образования» в области педагогических наук и представляет собой систему подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации, способных проводить фундаментальные и прикладные исследования в сфере профессионального образования. Обучение происходит  в соответствии с современными тенденциями развития профессионального образования, включая цифровизацию, гуманизацию и персонализацию образовательного процесса.

Концептуальной основой обучения в аспирантуре является системный подход к исследованию методологических и технологических проблем профессионального образования, интеграция традиционных и инновационных педагогических практик. Обучение осуществляется с применением современных образовательных технологий и научно-исследовательских методов, ориентировано на подготовку исследователей, владеющих методологией научного познания в области профессионального образования и способных решать актуальные теоретические и практические задачи отрасли.

Направления исследований в соответствие с паспортом специальности:

1. Методология исследований проблем профессионального образования и профессионального обучения (далее – профессиональное образование), научные подходы к исследованию тенденций развития профессионального образования. Методы исследования профессионального образования.

2. Генезис методологических и теоретических основ профессионального образования.

3. Понятийный аппарат профессионального образования и его развитие.

4. Компетентностный подход в профессиональной подготовке специалиста. Компетентностная модель специалиста: универсальные и профессиональные компетенции.

5. Обновление содержания, методик и технологий профессионального образования в изменяющихся (современных) условиях. Обновление трудовых функций и компетенций специалистов как фактор влияния на профессиональное образование.

6. Педагогические измерения в профессиональном образовании.

7. Сравнительно-сопоставительный анализ профессионального образования в различных странах.

8. Интеграционные процессы в профессиональном образовании.

9. Гуманизация и персонализация в профессиональном образовании.

10. Проектирование, реализация и экспертиза инновационных проектов в сфере профессионального образования.

10. Образовательная среда профессиональных образовательных организаций. Развитие образовательных сред в профессиональном образовании.

11. Концептуализация и технологизация практик профессионального образования, реализуемого в условиях гибридного образовательного пространства.

12. Теоретико-методологические проблемы проектирования содержания профессионального образования, взаимосвязь содержания, методов и технологий.

13. Проектирование содержания, методов, дидактических систем и технологий профессионального образования. Системы проектирования и оценивания результатов профессионального образования.

14. Теория и практика организации воспитательного процесса в образовательных организациях, реализующих образовательные программы профессионального образования.

15. Личностно-развивающий подход, профессиональное саморазвитие, самообучение, самовоспитание.

16. Педагогические проблемы профессионального самоопределения и профориентации. Сопровождение профессионального выбора обучающихся.

17. Подготовка кадров в образовательных организациях среднего профессионального образования.

18. Подготовка кадров в образовательных организациях высшего образования.

19. Дополнительное профессиональное образование.

20. Внутрикорпоративная подготовка кадров как форма дополнительного профессионального образования. Наставничество как форма дополнительного образования.

21. Неформальное и информальное образование как способ профессионализации. Профессиональные сообщества.

22. Педагогические подходы к проектированию содержания, методов и технологий для обучения различных групп населения в целях решения специализированных социокультурных и иных социальных проблем.

23. Подготовка кадров для системы профессионального образования, особенности организации непрерывного образования педагогов, разрабатывающих и реализующих программы профессионального образования.

24. Педагогическое сопровождение специалистов на этапе трудоустройства, на этапе освоения новой профессиональной деятельности.

25. Формирование профессионального мировоззрения. Профессиональное развитие и саморазвитие личности. Личностное развитие в профессиональном образовании.

26. Взаимодействие образовательных организаций профессионального образования с рынком труда, социальными и профессиональными партнерами. Регионализация профессионального образования, региональные производственно-образовательные комплексы, дуальное образование.

27. Управление профессиональным образованием. Методологии, концепции и технологии управления профессиональным образованием.

28. Образовательная политика в сфере профессионального образования. Государственно-общественное управление профессиональным образованием.

29. Управление качеством профессионального образования. Педагогические измерения в профессиональном образовании.

30. Научные основы стандартизации профессионального образования. Методология разработки стандартов профессионального образования. Взаимосвязь и взаимообусловленность образовательных стандартов и образовательных программ профессионального образования. Общественно-профессиональная аккредитация образовательных программ. Независимая оценка качества образования.

31. Педагогические основы подготовки кадров для системы управления профессиональным образованием, образовательными организациями профессионального образования.

32. Подготовка педагогов к работе с обучающимися в условиях инклюзивного образования.

33. Непрерывное профессиональное развитие. Дополнительное образование педагогов.

Ключевые особенности:

  • возможность проведения исследований под руководством высококвалифицированных и опытных специалистов в области методологии и технологии профессионального образования;
  • возможность публикации промежуточных и конечных результатов исследований в отечественных и зарубежных научных журналах, в том числе журналах СПбПУ: «Вопросы методики преподавания в вузе»;
  • возможность участия обучающихся во всероссийских и международных научно-практических конференциях, семинарах, форумах, в том числе «Гуманитарный форум» и «Профессиональная культура специалиста будущего»;
  • возможность внедрения обучающимися разработок в исследования проблем профессионального образования и научные методы исследования тенденций развития профессионального образования; актуализировать профессиональные функции и способности специалистов как факторы развития содержания и технологий профессионального образования.

Ключевыми особенностями обучения является комплексный междисциплинарный подход, объединяющий методологические, психолого-педагогические, технологические и управленческие аспекты профессионального образования,  обеспечивается формирование системного понимания проблем профессионального образования и овладение современными методами их исследования.

Целью обучения является подготовка высококвалифицированных исследователей, способных разрабатывать научно-методологические основы профессионального образования, проектировать инновационные образовательные технологии, проводить сравнительные исследования систем профессионального образования, а также осуществлять экспертизу качества образовательных программ и ресурсов.

Варианты обучения:

Очное

Бюджет, контракт

Варианты обучения:

Очное

бюджет, контракт

  • • преподаватель-исследователь
  • • педагог
  • • преподаватель СПО и ВПО
  • • преподаватель института (академии) постдипломного образования
  • • руководитель образовательных программ и онлайн-курсов
  • • методист системы профессионального образования
  • • специалист информационно-методического центра
  • • консультант по развитию профессионального образования
  • • разработчик образовательных стандартов и программ
  • • Формирование исследовательских компетенций студентов средствами искусственного интеллекта;
  • • Развитие управленческой культуры руководителя образовательного учреждения в условиях цифровизации;
  • • Методологические основы проектирования компетентностно-ориентированных образовательных программ профессионального образования;
  • • Технологии персонализации обучения в системе среднего профессионального образования;
  • • Педагогические условия формирования профессиональной идентичности в цифровой образовательной среде;
  • • Модель интеграции формального и неформального профессионального образования;
  • • Система оценки образовательных результатов в условиях дуального обучения;
  • • Методология разработки адаптивных образовательных траекторий в профессиональном образовании;
  • • Концепция развития наставничества как формы дополнительного профессионального образования;
  • • Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения в условиях неопределенности рынка труда.
  • • Исследование тенденций развития профессионального образования в условиях цифровой трансформации
  • • Разработка методологии оценки качества образовательных программ профессионального образования
  • • Анализ эффективности интеграционных процессов в системе профессионального образования
  • • Изучение влияния искусственного интеллекта на содержание и технологии профессионального образования
  • • Проектирование инклюзивной образовательной среды в профессиональных образовательных организациях
  • • Исследование механизмов взаимодействия профессионального образования с рынком труда
  • • Разработка концепции непрерывного профессионального развития педагогических кадров
  • • Нейросетевая модель "PolyLing"
  • • Учебно-проектная арт-лаборатория "ArtPolyLab"
  • • Лаборатория прикладной психологии
      • ФГБОУ ВО «ГУМРФ им. адмирала С. О. Макарова»
      • Минский государственный лингвистический университет
      • Российско-Армянский университет
      • ФГАОУ ВО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет»
      • ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский технологический университет «МИСИС»
      • Школы и гимназии Санкт-Петербурга
    Крылова Елена Александровна
    Крылова Елена Александровна
    Руководитель программы