5.8.7.«Методология и технология профессионального образования»
5.8.7.0 «Методология и технология профессионального образования»
Научная специальность 5.8.7«Методология и технология профессионального образования» в области педагогических наук и представляет собой систему подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации, способных проводить фундаментальные и прикладные исследования в сфере профессионального образования. Обучение происходит в соответствии с современными тенденциями развития профессионального образования, включая цифровизацию, гуманизацию и персонализацию образовательного процесса.
Концептуальной основой обучения в аспирантуре является системный подход к исследованию методологических и технологических проблем профессионального образования, интеграция традиционных и инновационных педагогических практик. Обучение осуществляется с применением современных образовательных технологий и научно-исследовательских методов, ориентировано на подготовку исследователей, владеющих методологией научного познания в области профессионального образования и способных решать актуальные теоретические и практические задачи отрасли.
Направления исследований в соответствие с паспортом специальности:
1. Методология исследований проблем профессионального образования и профессионального обучения (далее – профессиональное образование), научные подходы к исследованию тенденций развития профессионального образования. Методы исследования профессионального образования.
2. Генезис методологических и теоретических основ профессионального образования.
3. Понятийный аппарат профессионального образования и его развитие.
4. Компетентностный подход в профессиональной подготовке специалиста. Компетентностная модель специалиста: универсальные и профессиональные компетенции.
5. Обновление содержания, методик и технологий профессионального образования в изменяющихся (современных) условиях. Обновление трудовых функций и компетенций специалистов как фактор влияния на профессиональное образование.
6. Педагогические измерения в профессиональном образовании.
7. Сравнительно-сопоставительный анализ профессионального образования в различных странах.
8. Интеграционные процессы в профессиональном образовании.
9. Гуманизация и персонализация в профессиональном образовании.
10. Проектирование, реализация и экспертиза инновационных проектов в сфере профессионального образования.
10. Образовательная среда профессиональных образовательных организаций. Развитие образовательных сред в профессиональном образовании.
11. Концептуализация и технологизация практик профессионального образования, реализуемого в условиях гибридного образовательного пространства.
12. Теоретико-методологические проблемы проектирования содержания профессионального образования, взаимосвязь содержания, методов и технологий.
13. Проектирование содержания, методов, дидактических систем и технологий профессионального образования. Системы проектирования и оценивания результатов профессионального образования.
14. Теория и практика организации воспитательного процесса в образовательных организациях, реализующих образовательные программы профессионального образования.
15. Личностно-развивающий подход, профессиональное саморазвитие, самообучение, самовоспитание.
16. Педагогические проблемы профессионального самоопределения и профориентации. Сопровождение профессионального выбора обучающихся.
17. Подготовка кадров в образовательных организациях среднего профессионального образования.
18. Подготовка кадров в образовательных организациях высшего образования.
19. Дополнительное профессиональное образование.
20. Внутрикорпоративная подготовка кадров как форма дополнительного профессионального образования. Наставничество как форма дополнительного образования.
21. Неформальное и информальное образование как способ профессионализации. Профессиональные сообщества.
22. Педагогические подходы к проектированию содержания, методов и технологий для обучения различных групп населения в целях решения специализированных социокультурных и иных социальных проблем.
23. Подготовка кадров для системы профессионального образования, особенности организации непрерывного образования педагогов, разрабатывающих и реализующих программы профессионального образования.
24. Педагогическое сопровождение специалистов на этапе трудоустройства, на этапе освоения новой профессиональной деятельности.
25. Формирование профессионального мировоззрения. Профессиональное развитие и саморазвитие личности. Личностное развитие в профессиональном образовании.
26. Взаимодействие образовательных организаций профессионального образования с рынком труда, социальными и профессиональными партнерами. Регионализация профессионального образования, региональные производственно-образовательные комплексы, дуальное образование.
27. Управление профессиональным образованием. Методологии, концепции и технологии управления профессиональным образованием.
28. Образовательная политика в сфере профессионального образования. Государственно-общественное управление профессиональным образованием.
29. Управление качеством профессионального образования. Педагогические измерения в профессиональном образовании.
30. Научные основы стандартизации профессионального образования. Методология разработки стандартов профессионального образования. Взаимосвязь и взаимообусловленность образовательных стандартов и образовательных программ профессионального образования. Общественно-профессиональная аккредитация образовательных программ. Независимая оценка качества образования.
31. Педагогические основы подготовки кадров для системы управления профессиональным образованием, образовательными организациями профессионального образования.
32. Подготовка педагогов к работе с обучающимися в условиях инклюзивного образования.
33. Непрерывное профессиональное развитие. Дополнительное образование педагогов.
Ключевые особенности:
- возможность проведения исследований под руководством высококвалифицированных и опытных специалистов в области методологии и технологии профессионального образования;
- возможность публикации промежуточных и конечных результатов исследований в отечественных и зарубежных научных журналах, в том числе журналах СПбПУ: «Вопросы методики преподавания в вузе»;
- возможность участия обучающихся во всероссийских и международных научно-практических конференциях, семинарах, форумах, в том числе «Гуманитарный форум» и «Профессиональная культура специалиста будущего»;
- возможность внедрения обучающимися разработок в исследования проблем профессионального образования и научные методы исследования тенденций развития профессионального образования; актуализировать профессиональные функции и способности специалистов как факторы развития содержания и технологий профессионального образования.
Ключевыми особенностями обучения является комплексный междисциплинарный подход, объединяющий методологические, психолого-педагогические, технологические и управленческие аспекты профессионального образования, обеспечивается формирование системного понимания проблем профессионального образования и овладение современными методами их исследования.
Целью обучения является подготовка высококвалифицированных исследователей, способных разрабатывать научно-методологические основы профессионального образования, проектировать инновационные образовательные технологии, проводить сравнительные исследования систем профессионального образования, а также осуществлять экспертизу качества образовательных программ и ресурсов.
Варианты обучения:
Очное
Бюджет, контракт
Варианты обучения:
Очное
бюджет, контракт
- • преподаватель-исследователь
- • педагог
- • преподаватель СПО и ВПО
- • преподаватель института (академии) постдипломного образования
- • руководитель образовательных программ и онлайн-курсов
- • методист системы профессионального образования
- • специалист информационно-методического центра
- • консультант по развитию профессионального образования
- • разработчик образовательных стандартов и программ
- • Формирование исследовательских компетенций студентов средствами искусственного интеллекта;
- • Развитие управленческой культуры руководителя образовательного учреждения в условиях цифровизации;
- • Методологические основы проектирования компетентностно-ориентированных образовательных программ профессионального образования;
- • Технологии персонализации обучения в системе среднего профессионального образования;
- • Педагогические условия формирования профессиональной идентичности в цифровой образовательной среде;
- • Модель интеграции формального и неформального профессионального образования;
- • Система оценки образовательных результатов в условиях дуального обучения;
- • Методология разработки адаптивных образовательных траекторий в профессиональном образовании;
- • Концепция развития наставничества как формы дополнительного профессионального образования;
- • Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения в условиях неопределенности рынка труда.
- ФГБОУ ВО «ГУМРФ им. адмирала С. О. Макарова»
- Минский государственный лингвистический университет
- Российско-Армянский университет
- ФГАОУ ВО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет»
- ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский технологический университет «МИСИС»
- Школы и гимназии Санкт-Петербурга
