Основы межкультурной коммуникации

Дисциплина «Основы межкультурной коммуникации» раскрывает особенности межкультурного общения с точки зрения взаимодействия языка, культуры и мышления.

Целью дисциплины является формирование межкультурного мышления, которое выражается в представлении сущности межкультурной коммуникации, ее закономерностей, а также трудностей, возникающих в процессе взаимодействия различных культур в современном поликультурном пространстве. После прохождения курса Вы сможете ответить на вопросы: «Что представляет собой система ценностей для каждого человека как представителя культуры, и какое место они занимают в межкультурной коммуникации?», «Почему важно говорить о системе ценностей определенной культуры?», «Почему мы считаем свою культуру своей, а чужую чужой?», «Может ли чужая культура стать для нас своей?», «Как культурная идентичность находит отражение в языке, мышлении, образе жизни и менталитете, и как это влияет на процесс межкультурной коммуникации?»

Наполнение курса в виде лекционного материала и практических заданий позволит сформировать культурологический взгляд на человека, традиции, ценностные ориентации и мировоззрение с точки зрения собственной и чужой картины мира, что будет способствовать эффективной межкультурной коммуникации в различных сферах жизни.

Структура курса

Курс включает в себя 7 лекций и 7 практических занятий и объединяет 4 основных раздела:

  • Раздел 1. Культура и коммуникация. Основные понятия.
  • Раздел 2. Основные теории межкультурной коммуникации.
  • Раздел 3. Язык как отражение культуры народа.
  • Раздел 4. Процесс освоения чужой культуры. Барьеры межкультурной коммуникации и способы их преодоления.

На самостоятельную работу выделяется 35 академических часов. Общее количество часов по дисциплине составляет 72 академически часа (2 зачетные единицы).

Формы и методы обучения

Студентам предлагается работа в малых группах по решению проблемных ситуаций, а также выполнению индивидуальных и групповых проектов по темам занятий. Предполагаются различные виды активных лекций, дискуссии в группах, просмотр видеоматериалов для самостоятельного изучения или обсуждения в группах. По итогам выполнения заданий в течение курса студенты формируют портфолио индивидуальных и групповых достижений.

Правила аттестации

Оценивание качества освоения дисциплины производится на основании оценки портфолио, которое формируется каждым студентом и включает в себя ряд групповых и индивидуальных заданий, выполненных как на аудиторных занятиях, так и самостоятельно.

Портфолио включает 4 типа заданий, которые оцениваются по системе «зачтено» или «не зачтено»:

  • глоссарий по основным терминам и понятиям;
  • аналитическое эссе по предложенной теме;
  • индивидуальный или групповой проект (на выбор) с презентацией его результатов;
  • чек-листы по оценке и самооценке выполнения различных видов деятельности в течение курса (Количество чек-листов – 2: чек-лист «Самостоятельная работа», чек-лист «Индивидуальный или групповой проект» ИЛИ чек-лист «Индивидуальный мини-проект»).

В случае невыполнения индивидуального или группового проекта студенту необходимо выполнить индивидуальный мини-проект.

Текущий контроль по дисциплине осуществляется на практических занятиях и заключается в презентации входящих в портфолио групповых и индивидуальных работ. Наличие портфолио, соответствующего установленным требованиям, является основанием для проведения промежуточной аттестации. Промежуточная аттестация проводится в виде итогового собеседования по практическим заданиям, входящим в портфолио, а также по теоретическим положениям, на основе которых выполняются данные практические задания. Если какие-то из компонентов портфолио не были представлены, студенту предлагается пройти углубленное собеседование по теоретическим положениям, на основе которых составлены данные практические задания, с обязательным представлением практических примеров, подкрепляющих данные теоретические положения. Критерии оценивания каждого из аспектов портфолио представлены в рабочей программе дисциплины. По результатам промежуточной аттестации выставляется оценка «зачтено» или «не зачтено».

Контакты

Мушенко Екатерина Владимировна

  • старший преподаватель Высшей школы международных отношений

     

  ekaterina_mushenko@mail.ru