Общая информация по аттестации профессорско-преподавательского состава

Общие положения

Аттестация представляет собой периодическую комплексную оценку уровня профессиональных компетенций работников, занимающих должности педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу ФГАОУ ВО «СПбПУ» (далее – работников из числа ППС).
Аттестация проводится на добровольной основе в целях подтверждения сформированности компетенций работника из числа ППС в соответствии с трудовыми функциями. Таким образом, основным принципом участия работников из числа ППС в аттестации является добровольность.

Добровольная аттестация призвана способствовать рациональному использованию образовательного и творческого потенциала работников из числа ППС; повышению их профессионального уровня; оптимизации подбора и расстановки кадров; улучшению качества и эффективности работы; развитию инициативы и деловой активности и используется при оценке труда работников из числа ППС с целью определения рейтинга.

Основными задачами добровольной аттестации являются:

  • выявление перспективы должностного роста, стимулирование повышения профессиональной компетентности работников;
  • определение потребности в повышении квалификации, профессиональной подготовке или переподготовке работника;
  • формирование резерва кадров на выдвижение на руководящие должности, обеспечение возможности планирования должностного роста;
  • повышение уровня заработной платы;
  • развитие персонала и усиление мотивации труда.

Решение о проведении аттестации, дате, месте и времени проведения аттестации принимается ректором (проректором) с учетом представления руководителя структурного подразделения и письменно доводится до сведения работников из числа ППС не позднее, чем за 30 календарных дней до дня проведения аттестации.

Работник из числа ППС, желающий пройти аттестацию, подает письменное заявление в соответствии с установленным шаблоном (гиперссылка на Шаблоны документов, файл во вложении «Заявление на добровольную аттестацию»).

Для проведения аттестации издается приказ, в котором указывается:

  • срок проведения аттестации (график аттестации по структурным подразделениям);
  • составы аттестационных комиссий;
  • фамилии, имена, отчества работников, желающих пройти аттестацию, их должности и наименования структурных подразделений, в которых они работают.

Также для проведения аттестации формируется спецификация фонда оценочных средств. При этом оценочные задания должны соответствовать специальности и квалификации аттестуемых работников.

  • Аттестационные комиссии

    Для проведения добровольной аттестации работников из числа ППС формируется необходимое количество аттестационных комиссий, в том числе по структурным подразделениям (далее – Комиссия).
    Количественный и персональный состав, сроки и порядок работы комиссий утверждаются приказом ректора (проректора). При этом состав Аттестационных комиссий формируется с учетом необходимости исключения возможности конфликта интересов, который мог бы повлиять на принимаемые комиссиями решения.
    Комиссии, как правило, состоят из председателя, заместителя председателя, секретаря и членов комиссий. Секретарям комиссий по решению их председателей могут предоставляться равные с другими членами комиссий права.
    Председатели комиссий возглавляют и организуют работу комиссий, определяют порядок организации работы и функции каждого из членов комиссий, принимают решение об участии в заседании руководителей аттестуемых работников, ведут личный прием работников, проходящих аттестацию, организуют работу членов комиссий по рассмотрению предложений, заявлений и жалоб аттестуемых работников, осуществляют другие полномочия, непосредственно связанные с процедурой аттестации.
    В случае, когда участие члена комиссии в работе комиссии невозможно по уважительным причинам (болезнь, командировка и т.п.), должна производиться его замена с внесением соответствующего изменения в состав Комиссии.

  • Спецификация фонда оценочных средств

    Спецификация фонда оценочных средств для проведения добровольной аттестации работников из числа ППС (далее – Спецификация), определяет требования, структуру и другие особенности фонда оценочных средств, предназначенных для проведения добровольной аттестации (далее – ФОС).
    Фонд оценочных средств представляет собой комплекс методических и оценочных средств, предназначенных для определения уровня сформированности компетенций и качества преподавания работников из числа ППС.
    При разработке содержания фонда оценочных средств учитываются следующие особенности процедуры оценки ППС:
    • Неконкурсное оценивание (критериально-ориентированная оценка);
    • Деятельностный характер;
    • Отбор оптимально достаточных оценочных средств для оценки трудовых действий, умений;
    • Дихотомическое оценивание.
    • Структурные компоненты фонда оценочных заданий включают в себя:
    • Аттестационные модули по нормативно-правовому блоку, блоку информационных технологий, профессиональному блоку, реализуемые в форме тестирования;
    • Аттестационный модуль по коммуникативному блоку, реализуемый в форме проведения независимого опроса студентов по объективной оценке качества преподавания ППС, направленного на обеспечение обратной связи с потребителями образовательных услуг.
    Аттестация работников из числа ППС по модулям, реализуемым в форме тестирования, проводится с использованием автоматических устройств или систем тестирования. Структура тестовых заданий по соответствующим компонентам фонда оценочных средств представлена в Приложении 1 Приказа 16.02.2018 № 259 «Об организации проведения добровольной аттестации работников, занимающих должности педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу ФГАОУ ВО «СПбПУ».
    Продолжительность выполнения теста составляет 60 минут.
    Аттестация работников из числа ППС по коммуникативному модулю, реализуемому в форме проведения независимого опроса, определяется соответствующим локальным нормативным актом СПбПУ, регламентирующим порядок проведения и учет результатов опроса.
    Организация информационного сопровождения аттестационных модулей, порядок и сроки составления тестовых заданий, другие организационно-технические аспекты формирования и применения фонда оценочных средств для проведения добровольной аттестации работников из числа ППС определяется соответствующим локальным нормативным актом СПбПУ.

  • Система оценивания выполнения заданий

    Оценивание выполнения заданий осуществляют аттестационные комиссии по структурным подразделениям Университета.
    Оценивание выполнения заданий осуществляется на основе следующих принципов:
    • Соответствия содержания конкурсных заданий требованиям профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» (Приказ Минтруда России от 08.09.2015 № 608н), Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Постановления Правительства Российской Федерации от 08.08.2013 № 678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций» и Уставу ФГАОУ ВО «СПбПУ»;
    • Достоверности оценки – оценка выполнения заданий должна базироваться на общих и профессиональных компетенциях работников из числа ППС;
    • Адекватности оценки – оценка выполнения заданий должна проводиться в отношении тех компетенций, которые необходимы для эффективного выполнения задания;
    • Комплексности оценки – система оценивания выполнения заданий должна позволять интегративно оценивать общие и профессиональные компетенции работников из числа ППС;
    • Объективности оценки – оценка выполнения заданий должна быть независимой от особенностей профессиональной ориентации или предпочтений членов аттестационной комиссии.
    Результаты выполнения заданий оцениваются по 100-бальной шкале.
    Общее минимальное количество баллов, необходимое для успешной аттестации составляет 60 баллов.
    Оценка результатов по аттестационным модулям, реализуемым в форме тестирования, осуществляется простым суммированием баллов за правильные ответы на вопросы.
    Оценка результатов по коммуникативному аттестационному модулю, реализуемому в форме проведения независимого опроса, осуществляется простым суммированием баллов, исходя из соответствующей шкалы оценивания (шкалы перевода ответов в баллы) анкеты независимого опроса.
    Критерии оценивания и максимально возможные баллы аттестационных модулей представлены в Приложении 2 Приказа 16.02.2018 № 259 «Об организации проведения добровольной аттестации работников, занимающих должности педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу ФГАОУ ВО «СПбПУ».
    Для осуществления учета полученных результатов заполняются индивидуальные ведомости оценок результатов выполнения заданий, в которые заносятся баллы за выполнение заданий каждого аттестационного модуля и итоговая оценка.
    На основе индивидуальных ведомостей формируется сводная ведомость оценок результатов прохождения добровольной аттестации работников из числа ППС по структурным подразделениям. Результаты прохождения добровольной аттестации работников из числа ППС утверждаются протоколом Комиссии. В случае успешного прохождения добровольной аттестации работнику из числа ППС присваивается 15 баллов в соответствии с Приказом от 14.11.2017 № 1986 «Положения о рейтинге ППС»

Возникающие вопросы можно направлять по электронной почте Дирекции основных образовательных программ:

Е-mail: edu.secr@spbstu.ru